Svarognn.ru

Правильная осанка школьника методика, отзывы

Какая правильная осанка школьника?

В каком возрасте у ребенка начинает полноценно формироваться опорно-двигательный аппарат? Все верно, уже с первых дней жизни. Поэтому закладывать фундамент красивой и ровной осанки необходимо прямо сейчас. Ведь это – залог здоровья Вашего ребенка. Не думайте, что это так сложно. Мы поможем Вам в этом.

И ответим на самые распространенные вопросы, которые только могут возникнуть.

Какой возраст считается самым опасным в формировании осанки?

В возрасте 6-12 лет у ребенка активно развиваются кости. Он начинает стремительно расти. Вспомните, как часто приходится покупать новые джинсы, так как старые уже коротковаты? И это вполне нормально.

Другой вопрос, что мышцы не успевают за такими изменениями. От чего становятся слабыми, дряблыми и теряют тонус. В этот период особенно важно следить за правильным положением спины.

От чего зависит осанка?

Прежде всего, она зависит от положения позвоночника, который удерживается мышечно-связочным аппаратом.

Какая осанка считается правильной?

Все довольно просто. Следите за тем, чтобы:

  • Положение туловища и головы было вертикальным
  • Подбородок выставлен вперед
  • Плечи слегка отведены назад
  • Лопатки плотно прилегали
  • Живот подтянут

Для более наглядного примера, рассмотрим правильную и неправильную осанку человека.

Самая распространенная ошибка, которую допускают родители

Современный школьник в выборе между гуляньем во дворе и компьютерной игрой чаще всего отдает предпочтение последнему. И что получается в итоге? В школе малыш сидит за партой, дома – за столом или на диване. И если в школе учителя могут как-то проконтролировать и заставить его правильно сесть, то по приходу домой он тут же об этом забывает. Мгновенно возникают неестественные позы. Шея искривляется, ноги скрещиваются, одно плечо располагается выше другого. Спина так долго не протянет. Вот-вот вылезет сколиоз.

Не допускайте такой ошибки! Попытайтесь объяснить ребенку, что так делать нельзя. Расскажите ему о грозящих последствиях. И приучите его дома сидеть так же, как и в школе.

Как нужно сидеть за письменным столом?

Чтобы увидеть разницу между правильным и неправильным положением ребенка за партой/письменным столом, рассмотрим более детально иллюстрацию ниже.

Исходя из увиденного, а также дополнив это другими советами, у нас получилось выделить 9 главных правил, которые позволяют организовать рабочее место таким, каким оно должен быть в идеале.

9 правил рабочего места школьника, при котором его осанка будет ровной

  1. Первое, с чего нужно начать – внимательно посмотрите на мебель. Соответствует ли она росту и возрасту ребенка?
  2. Следующее – расстояние от поверхности стола до глаз составляет 30-35 см. Не более, иначе ребенок попросту начнет пригибаться и горбиться.
  3. Расстояние между грудью и столом – примерно в вытянутую ладонь.
  4. В сидячем положении угол между бедром и голенью – 90 градусов. При этом обращайте внимание на стопы, они должны ровно стоять на полу.
  5. Локоть опущенной руки в положении сидя должен быть на 5-6 см ниже столешницы.
  6. Лампу лучше разместить слева, а тетрадь под небольшим углом.
  7. Обратите внимание и на расположение монитора компьютера. Расположите его по центру на уровне глаз.
  8. Клавиатуру и мышку лучше поместить на стабильной, а не выдвижной поверхности. Так у ребенка останется место, чтобы нормально положить локоть.
  9. И последний, но немаловажный момент – не используйте офисные вертящиеся кресла. В большинстве случаев, малыш будет на нем просто крутиться. К тому же они, как правило, намного больше по размеру, чем нужно школьнику.

Не забываем про рюкзак

Собирая ребенка в школу, помните о рюкзаке, так как это — дополнительная, а порой существенная нагрузка на спину. Выбирайте ранец с фиксированной ортопедической спинкой. И носить его нужно не на одном, а на двух плечах, распределяя тяжесть равномерно. Кстати о тяжести. Следите, чтобы она составляла не более 10% веса ребенка.

В здоровом теле – здоровый дух

Этот слоган знакомый нам, родителям, еще с детства. Зарядка по утрам, физические упражнения в течение дня, плаванье, танцы – все это так полезно. Да здравствует спорт! Прощайте боль в спине и сколиоз!

Центр медицинской профилактики
КГКУЗ “Медицинский информационно-аналитический центр”
министерства здравоохранения Хабаровского края

Правильная осанка школьника

Нарушение осанки — не является заболеванием, это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое, при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях, является обратимым процессом

При нормальной осанке у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что может негативно влиять на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно — сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

  • Плоскостопие – это распространенной заболевание, при этом происходит опускание продольного и поперечного сводов стопы под влиянием чрезмерных нагрузок.

Детская стопа по сравнению с взрослой короткая и широкая, а в пяточной области сужена, и пальцы при этом расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Мышцы стопы относительно слабые, сустав-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы по сравнению с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны.

Плоскостопие — заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. Самым эффективным средством предупреждения плоско­стопия является общее оздоровление ребенка, массаж и гимнастика, проводимые с ребенком в раннем возрасте, укрепляют детский организм, улучшают обмен веществ, способствуют развитию всех органов и систем, особенно костно-мышечного аппарата, и таким образом хорошо подготавливают ребенка к предстоящим нагрузкам.

Если выявили плоскостопие у ребенка, то в лечении широко используется лечебная гимнастика, массаж, плавание, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продол­жался до полного выздоровления.

  • Сколиоз – это тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся дугообразным его искривлением и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. При этом у больного может сформироваться реберное выпячивание, а в дальнейшем реберный горб.

Сколиоз возникает в период роста позвоночного столба, при этом он бывает врожденный (23%) и приобретенный (при заболеваниях – миозит, артрит, рахит, после травм, а также привычные – на фоне плохой осанки).

При лечении сколиоза следует учитывать особенности развития детского организма. Занятия проводят до времени полного формирования скелета, при этом ориентируются не только на паспортный, но и костный возраст.

Одним из методов лечения сколиоза является лечебная физкультура. При слабом мышечном корсете ребенку трудно долго удерживать правильную осанку, однако систематические занятия дают положительный эффект. Также рекомендуют лечебное плавание (исключить плавание кролем на груди), массаж по специальной методике, электростимуляцию и в случаях прогрессирования заболевания – обязательно носить полужесткий корсет, при этом это не исключает занятие гимнастикой и массаж.

Профилактика:

Необходимо проводить профилактическую и коррекционную работу в условиях образовательного учреждения, в частности, школы, где ребенок находится ежедневно и где. Такую работу осуществляет, в первую очередь, учитель физкультуры, она проводится на уроках физкультуры и плавания, а также и во внеклассной работе.

В детских дошкольных учреждениях выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие, упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбы.

Упражнения и лечебная гимнастика:

Упражнения выполняться в среднем и медленном темпе, по 10 – 12 раз каждое.

При нарушении осанки:

  • касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки;
  • удерживание на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча и т.д.);
  • подтягивание;
  • прогибание спины назад с отведением рук вверх – назад;
  • ходьба на носках с прогибанием спины;
  • прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с подтягиванием;
  • прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях;
  • наклоны назад с отведением рук в стороны;
  • наклоны вперед с доставанием носков;
  • наклоны туловища вправо и влево;
  • «велосипед» в положении лежа на спине;
  • подтягивание бедер к груди из положения, лежа на спине

При плоскостопии:

  • ходьба на носках и пятках;
  • босиком по неровной поверхности;
  • собирание мелких предметов пальцами ног;
  • катание мяча пальцами ног.

При сколиозе:

Упражнения должен подбирать врач!

  • лечь на жесткую ровную постель лицом вверх, обе руки сложить под шеей, скрепив запястья. Не отрывая ступней от кровати, пальцы ног тянуть к носу, пятки вперед. В этой позе раскачиваться и вибрировать всем телом, словно рыбка, извивающаяся в воде. Упражнение проделывать утром и вечером 1-2 минуты.
  • лечь на твердую постель, положить под шею жесткий валик-подушечку. Руки и ноги вытянуть вверх под прямым углом к туловищу и 1 минуту мелко потряхивать и вибрировать конечностями, постепенно увеличивать время до 2 минут.
Читать еще:  Как принимать семена чиа для похудения

С первых дней жизни большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители. Задача медицинских работников, педагогов помочь и подсказать, как сохранить правильную осанку не навредив здоровью. Даже при предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.

Всестороннее физическое воспитание детей и подростков, выполнение общеразвивающих и специальных физических упражнений ежедневно дома, на уроках в школе – основа профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепления здоровья!

«Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто»

Осанка хорошая и плохая

Сегодня мы начинаем цикл статей о проблемах нарушений осанки у детей. В наши дни это актуально практически для всех детей, а особенно для школьников. Чтобы эта проблема не коснулась вашего ребёнка, хотелось бы обратить внимание родителей на самые важные моменты формирования осанки. Надеемся, что предложенный материал поможет во время обратиться к врачу. В этот раз рассмотрим основные моменты формирования правильной осанки и последствия её нарушений у детей разного возраста.

Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка — ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.

Позвоночник — это сложнейшая конструкция. Позвонки составляют его основу, межпозвонковые хрящи, суставы позвоночных отростков и связочный аппарат скрепляют позвонки между собой, мышцы обеспечивают устойчивость и подвижность позвоночника.

  • жесткий стержень, который поддерживает туловище, голову и пояс верхних конечностей;
  • надежная опора всех рычагов из костей и мышц, которые обеспечивают любое движение туловища и конечностей;
  • прочный «защитный футляр» спинного мозга.

В то же время позвоночник — это:

  • гибкая цепь, которая позволяет туловищу сгибаться и поворачиваться;
  • эластичная рессора, которая гасит удары и толчки и удерживает равновесие тела.

Все эти функции взаимосвязаны: позвоночник должен быть подвижен, сколько это возможно, устойчив, насколько это необходимо, и достаточно крепок, чтобы выдержать статические и динамические нагрузки. А нагрузкам позвоночник подвергается постоянно, потому что участвует буквально в каждом движении: и при ходьбе и при любом движении головы или конечностей на центральную ось тела действуют динамические нагрузки. Кроме того, позвоночник испытывает практически постоянно статические нагрузки. Поддерживать определенное положение тела нам приходится не только стоя, сидя или при работе в наклон.

И гибкость, и жесткость позвоночника обеспечиваются его суставами и связочным аппаратом. Передняя и задняя продольные связки, связки межпозвонковых суставов и суставные сумки должны быть и достаточно эластичными, чтобы обеспечить необходимый объем движений позвоночника, и достаточно прочными, чтобы не допустить повреждений при движениях с большой амплитудой. Даже незначительные повреждения связок при травмах, резких движениях, чрезмерных нагрузках со временем постепенно приводят к ограничению подвижности позвоночника. Движения в позвоночнике, как в сложной системе шарниров, происходят с участием «подшипников» — межпозвонковых дисков и хрящей суставов, образованных отростками соседних позвонков. На хрящевых «подшипниках» двигаются и прикрепленные к позвоночнику ребра, и ключицы, и голова.

Позвоночник работает и как система амортизаторов, которые гасят вертикальные нагрузки. Удары, направленные по вертикальной оси тела, возникают при каждом шаге или прыжке. Без надежных рессор все тело, в том числе головной мозг, получало бы постоянные сотрясения. Рессорная функция осуществляется за счет эластичных межпозвонковых хрящей и наличия физиологических (естественных) изгибов позвоночника — лордозов и кифозов. Лордозом называется изгиб позвоночника, обращенный выпуклостью вперед, а кифозом — выпуклостью назад. Волнообразная форма позвоночника помогает амортизировать вертикальные нагрузки.

Мышцы, окружающие позвоночник, обеспечивают две его противоположные функции — подвижность и стабильность. Подвижность в каждом межпозвонковом суставе по отдельности невелика, но позвоночник в целом — достаточно гибкая система. Координация работы мышц обеспечивает гармоничные движения позвоночника. Главную роль в сохранении вертикальной позы играют мышцы спины, выпрямляющие позвоночник, и подвздошно-поясничные мышцы. Для стабильности позвоночника очень важны и своеобразные гидравлические опоры — давление в грудной и брюшной полостях. Мышцы брюшного пресса имеют не меньшее значение для удержания осанки и защиты позвонков от смещений и травм, чем мышцы спины. Мышечная тяга формирует изгибы позвоночника, стимулирует его нормальное развитие. Хорошо развитый мышечный корсет способен защитить позвоночник от травмирующих нагрузок.

Нарушения мышечного тонуса происходят при любых неполадках в позвоночнике. Слабость мышечного корсета, неравномерный тонус мышц неизбежно связаны с усилением или уплощением физиологических изгибов позвоночника либо его боковым искривлением. Все это приводит к возрастанию нагрузки на межпозвонковые диски.

Между «просто» нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет четкой границы. Типичный пример такого переходного состояния — нестабильность позвоночника. Слабые мышцы и связки не в состоянии удерживать позвонки при движениях, вялая осанка приводит к повышенному давлению на межпозвонковые диски, и при этом развивается юношеский остеохондроз, который отличается от «обычного» только возрастом больных. Определение «обычный», впрочем, можно было бы и не ставить в кавычки, а использовать в самом буквальном смысле, Ибо, по данным медицинской статистики, от 40 до 80 % всех жителей земного шара страдают остеохондрозом. Примерно каждый третий человек старше ЗО лет жалуется на боли в спине или головную боль, связанные с остеохондрозом.

Таким образом, две наиболее распространенные напасти, связанные с позвоночником, — нарушения осанки и остеохондроз — это звенья одной цепи. А поскольку нет такого заболевания позвоночника, которое не влияло бы на все остальные органы и системы организма, то можно сказать, что позвоночный столб — это действительно «столб здоровья».

Один из главных методов лечения нарушений осанки и заболеваний позвоночника — лечебная физкультура. Что такое лечебная физкультура? В каких случаях она желательна, а в каких необходима? Как правильно выполнять упражнения? Что еще могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку остаться здоровым? Все эти вопросы мы постепенно рассмотрим в наших статьях. Но сначала мы поговорим о том, что такое осанка и чем хорошая осанка отличается от плохой.

Дать короткую формулировку осанке трудно. Самое распространенное и простое определение звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения». В более широком понимании осанка — это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. Но определить, какая у человека осанка, во время танца, работы и просто ходьбы слишком сложно, поэтому при оценке осанки и диагностике ее нарушений используют характеристики позы стоя. Осанка зависит в первую очередь от формы позвоночника.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка – это или продление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз).

Даже такая серьезная болезнь, как сколиоз, до поры до времени протекает без боли.

Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания.

Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Причины и следствия здесь разделить трудно. Близорукость может развиться от привычки сутулиться — и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки. Привычка горбиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер.

Типично «детские» болезни позвоночника — юношеский кифоз и сколиоз — считаются системными (то есть общими) заболеваниями, которые часто сопровождаются нарушениями обмена веществ. Это действительно так, но в очень многих случаях эти болезни можно если не предупредить, то хотя бы не дать им прогрессировать.

При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника или косого расположения таза — во фронтальной, остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины. Проекция центра тяжести тела при хорошей осанке находится в пределах площади опоры, образованной стопами, примерно на линии, соединяющей передние края лодыжек.

Читать еще:  Что такое протрузия диска l4-l5 поясничного отела позвночника

Пропорции тела с возрастом меняются: относительный размер головы уменьшается, конечностей — увеличивается и т. д.. Поэтому устойчивое вертикальное положение тела в различные возрастные периоды достигается за счет разного взаиморасположения частей тела и разных усилий мышц, поддерживающих туловище. Правильная осанка у дошкольника, школьника, а также у юноши и девушки в период полового созревания различается.

Нормальная осанка дошкольника. Грудная клетка симметрична, плечи не выступают кпереди, лопатки слегка выступают назад, живот выдается вперед, ноги выпрямлены, намечается поясничный лордоз. Остистые отростки позвонков расположены по средней линии спины.

Нормальная осанка школьника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

Нормальная осанка юноши и девушки. Остистые отростки расположены по средней линии, ноги выпрямлены, надплечья опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична, молочные железы у девушек и соски у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Треугольники талии (просветы между руками и туловищем) хорошо заметны и симметричны. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут поясничный лордоз, у юношей — грудной кифоз.

При нарушениях осанки мышцы туловища ослаблены, поэтому принять правильную осанку ребенок может лишь ненадолго. У здоровых, гармонично развитых людей юношеская осанка сохраняется до глубокой старости.

Простейший тест на правильность осанки встать спиной к стене без плинтуса. Затылок лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки должны касаться стены. Расстояние между стеной и телом в районе шейного и поясничного лордозов – примерно 2-3 пальца.

Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки заметно выражены, и тем более если они прогрессируют, пора идти к врачу. А ещё лучше не исправлять осанку, а приложить усилия для её правильного формирования. Для чего мы и начали этот цикл статей.

Вилесов Алексей, хирург ортопед
Медников Николай, детский массажист
Соколова Елена, администратор сайта детского массажа

Причины и лечение нарушения осанки школьников

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.

Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

Причины нарушений осанки у детей

Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

К дефектам спины могут привести определенные условия:

  1. Сумка или портфель носится в одной руке.
  2. Нехватка двигательной активности.
  3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
  4. Некачественное освещение.

Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

Как определить нарушение

Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.

Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
  2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
  3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
  4. При движениях слышится хруст.

Последствия плохой осанки

Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

  1. Нарушения с расположением внутренних органов.
  2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
  3. Уменьшение объема легких.
  4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

Лечение и профилактика

Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.

Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

  1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
  2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
  3. Регулярное проведение специальных упражнений.
  4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
  5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

Корректирующий корсет

Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

  1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
  2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
  3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.

Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

Спорт

Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

  1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
  2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
  3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
  4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
  5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

Читать еще:  Шейпинг видео уроки в домашних услови

Упражнения на осанку для школьников

Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

Вот некоторые движения:

  1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
  2. Мельница состоит из круговых движений руками.
  3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
  4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
  5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
  6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!

Исследовательская работа по теме: «Правильная осанка – это наше здоровье»

Актуальность моего исследования я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника у значительной части младших школьников. Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.

Проблема: проблема правильной осанки у учащихся, стоит на первом месте в нашем классе. У некоторых учеников выявлены отклонения в развитии позвоночника.

Объект исследования: учащиеся 4 класса школы №1, у которых определяли медицинские аспекты осанки.

Цель: Выявить причины нарушения осанки у учеников нашего класса, найти конкретные рекомендации для сохранения и улучшения осанки.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_dashi.docx 50.36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 1

Гороховецкого района Владимирской области

Исследовательская работа по теме:

«Правильная осанка – это наше здоровье»

ученица 4 класса «Б»

учитель начальных классов

Макарова Ольга Николаевна.

Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они, прежде всего, сооружают каркас. А потом уже укрепляют на этом каркасе бетонные плиты стен, потолков и полов. На прочном стальном каркасе держится всё здание. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Его название скелет.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – всё это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.

Тема: «Правильная осанка – это наше здоровье».

Актуальность моего исследования я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника у значительной части младших школьников. Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.

Проблема: проблема правильной осанки у учащихся, стоит на первом месте в нашем классе. У некоторых учеников выявлены отклонения в развитии позвоночника.

Объект исследования: учащиеся 4 класса школы №1, у которых определяли медицинские аспекты осанки.

Цель: Выявить причины нарушения осанки у учеников нашего класса, найти конкретные рекомендации для сохранения и улучшения осанки.

1.Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

2.Ознакомиться с нормативами СанПин 2.4.2 1178-02 «О введении санитарно – эпидемиологических правил и нормативов».

3.Провести наблюдения и исследования на правильную осанку.

4.Найти рекомендации и советы ученикам и родителям нашего класса для сохранения осанки.

Гипотеза: если выработать у учащихся стойкие навыки правильной посадки за партой, то можно избежать искривлений позвоночника.

Наблюдение, сбор информации из книг, анализ, опрос, эксперимент.

II. Основная часть.

Что такое осанка? Значение осанки.

Значение осанки особенно у нас – у детей – велико, так как в этот период идет рост и формирование нашего скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

Так, что такое осанка и чем хорошая осанка отличается от плохой?

Самое простое определение осанки звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения».

Осанку рассматривают в самых разных аспектах:

  • Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений;
  • Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека;
  • Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность;
  • Осанка – это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.

Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, я отправилась в библиотеку. Свое исследование я начала с медицинского словаря . В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.

Открываю толковый словарь С.И. Ожегова . Узнаю, что осанка – от корня -сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Осанка – строй, склад живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. Осаниться, принимать осанку, прибодриться, стараясь придать себе осанистый вид.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля : «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное – стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный ». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».

В словаре Ушакова , осанка – внешность, манера держать свою фигуру. Грозен осанкой и пышен нарядом. Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.

А в Современном Толковом словаре Ефремовой , осанка – манера держаться.

Главная задача нашей осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травм за счет рационального выравнивания частей тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его, и сохранит устойчивость в целом.

Осанка является также показателем наших психических особенностей. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.

Плохая осанка – это или продление болезни, или состояние перед болезнью. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости.

Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Близорукость может развиться от привычки сутулиться — и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.

При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Изгибы позвоночника выражены умеренно. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

Как определить: есть ли у вас искривление позвоночника?

Чтобы определить, есть ли у вас искривление позвоночника, нужно встать спиной к ровной стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки соприкасались с ней. Там, где находится изгиб спины, нужно просунуть ладонь. Если проходит кулак или не проходит ладонь – есть искривление.

Основные проблемы с осанкой.

Очень часто причиной формирования плохой осанки является систематическое неправильное ношение школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух). Также негативно сказывается избыточное сидение перед телевизором, компьютером, видеоиграми. Многие дети сутулятся во время ходьбы и еды.

На всё есть свои нормы.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Вес ранца с учебниками у учеников начальной школы превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его.

С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические

требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального

образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Для учащихся 1 – 4 классов – 300 граммов.

Для того чтобы сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему нужно учитывать ежедневно тяжесть поклажи за спиной.

Одной из главных причин от чего зависит правильная осанка – это соответствие столов и стульев росту ребёнка. Государственным стандартом России, утверждены размеры ученических столов и стульев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector