Svarognn.ru

Лечебное плавание при плоскостопии

Плавание и опорно-двигательный аппарат

Опорно-двигательная аппарат – единый комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве, а также движения отдельных частей тела. Кроме того, опорно-двигательная система участвует в обеспечении жизненно важных процессов (минеральный обмен, кроветворение, кровообращение и другие).

Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, суставов, связок, мышц и их нервных образований.

Гармоничное развитие мышц, красивая осанка, стройная фигура, хорошая гибкость, улучшение координации движений – всего этого помогают достичь регулярные занятия плаванием.
Нажмите, чтобы открыть большую схемк опорно-двигательного аппарата с подписями

Почему плавание оказывает положительное воздействие на опорно-двигательный аппарат

Плотность воды примерно в 800 раз превышает плотность воздуха. Следовательно, двигаться в водной среде труднее, скорость передвижения ниже, а энергозатраты при плавании больше. В то же время в антигравитационных условиях водной среды уменьшается статическое напряжение тела. Особенностью плавания также является попеременное включение разных групп мышц, которое происходит в определенном ритме и строгой последовательности. Это обеспечивает срочный отдых одних мышц во время работы других. Благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки.

Тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, пловцу приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах спорта. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно сложно. Во время плавания пловец выполняет поочередные симметричные движения, то есть нагрузка на обе половины тела одинакова. Чередование напряжения и расслабления разных мышц во время плавания увеличивает их силу и работоспособность, а равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

Теплопроводностью воды в 30 раз больше теплопроводности воздуха. В воде тело быстрее теряет тепло, чем на воздухе такой же температуры. Это требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже легких физических нагрузок, так как нужна дополнительная энергия для согревания тела. Температура в большинстве оздоровительных бассейнов 27-28 градусов. Находиться при такой температуре на улице или в помещении, при этом не осуществляя никакой физической деятельности, можно бесконечно. Попробуйте просто постоять в бассейне с водой такой температуры. Среднестатистический человек через несколько минут начнет замерзать и с радостью покинет воду.

Какое воздействие оказывает плавание на опорно-двигательный аппарат

Плавание и осанка

Нормальной осанкой считается подтянутая осанка, когда все изгибы позвоночника умеренно выражены и направлены в естественном направлении. Голова держится прямо, плечи развернуты и слегка оттянуты назад, живот подобран, грудь выпуклая.

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в передне-задней (сагиттальной) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости (то есть эти нарушения видны, если смотреть сбоку) происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника. К сагиттальным нарушениям относятся круглая спина (сутулость), кругло-вогнутая спина (усилен грудной кифоз и поясничный лордоз), плоская спина (изгибы позвоночника сглажены), плоско-вогнутая спина (усилен поясничный лордоз).
Нормальная осанка – 1, кругло-вогнутая спина – 2, плоско-вогнутая спина – 3, плоская спина – 4, круглая спина – 5

Осанка является врожденным свойством человека, она определяется генотипом и конституцией человека. Однако осанку можно усовершенствовать и в этом очень хорошо помогает плавание, ведь во время плавания:

  • уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела;
  • укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета;
  • улучшается координация движений;
  • исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц;
  • восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков;
  • формируется чувство правильной осанки.

Все эти условия способствуют правильному формированию позвоночника в детском возрасте и создают условия для корректировки и улучшения осанки у взрослых.

С помощью плавания и специальных упражнений корректируют сколиоз, искривление позвоночника во фронтальной плоскости, приобретаемое чаще всего в дошкольном и школьном возрасте из-за привычки сидеть в неправильной позе во время занятий. Плавание также является лучшим средством профилактики сколиоза.

Плавание и плоскостопие

Плоскостопие – это изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного (вдоль стопы по внутреннему ее краю) и поперечного (расположенный под основаниями пальцев) сводов. Результатом плоскостопия является быстрое утомление при ходьбе, боли в с ступнях, коленях, бедрах и пояснице.

Активное движение ног в воде при плавании укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль, а для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание кролем в ластах.

Плавание и мышцы

Плавание формирует крепкий мышечный корсет, закрепляющий позвоночный столб в естественном прямом положении и формирует правильную осанку.

Работа мышц пловца в воде и на суше хорошо скоординирована, так как во время плавания просто необходима хорошая координация движений.

В отличие от многих других видов спорта плавание, благодаря нахождению в водной среде, не перегружает мышцы и суставы.

Плавание и фигура

Плавание и суставы

Плавание помогает всем суставам долгие годы оставаться гибкими, особенно в шее, плечах, стопах и бедрах. Показатель суммарной гибкости в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. В случае, если подвижность суставов с годами уменьшилась, плавание поможет восстановить легкость и амплитуду движения гораздо проще и эффективнее, чем при выполнении упражнений на суше.

Плавание и кости

Плавание и травмы

У пловцов-профессионалов 55,6% всей патологий приходится на коленный, плечевой суставы и области поясницы. Острые травмы составляют около 60% всех патологий, хронические заболевания опорно-двигательного аппарата – около 40%.

Воздействие плавания на опорно-двигательный аппарат людей разных возрастов

Плавайте на здоровье и пусть Ваша спортивная фигура вызывает восхищение окружающих!

Лечебное плавание при плоскостопии
план-конспект занятия по теме

Проект занятия лечебного плавания при плоскостопии для школьников среднего и старшего возраста.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_zanyatiya_lechebnogo_plavaniya_pri_ploskostopii.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект занятия лечебного плавания при плоскостопии.

Тема: «Лечебное плавание при плоскостопии»

– корректировать и закреплять положение стоп;

– укреплять мышцы голени и стопы, подошвенные мышцы;

– равномерно и симметрично распределять нагрузку на все группы мышц;

– развивать координацию движений, выносливость, гибкость;

– развивать дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

Оборудование: гимнастические палки, мячи, обручи, карандаши, резиновые круги, наглядный материал.

I. Вводно-подготовительная часть

– на носках, руки вверх;

– на пятках, руки на пояс;

– на наружном своде стоп, пальцы согнуты, руки на поясе;

– с мячом (теннисным) – зажать стопами, ходить на внешней стороне стоп.

2. И.п. – стоя на палке (обруче):

а) полуприседания и приседания, руки вперед или в стороны;

б) передвижение вдоль палки – ставить стопы вдоль или поперек палки

а) на наружном своде стоп – поворот туловища влево – вправо;

б) поднимание на носках с упором на наружном свод стопы.

4. “Лодочка”. И.п. – лежа на животе одновременно поднять руки, голову, ноги и держать.

5. “Угол”. И.п. – лежа на спине держать ноги под углом 45 гр.

а) сгибание – разгибание пальцев стоп;

б) максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

в) с напряжением тянуть носки на себя, от себя ( медленно, колени прямые );

г) соединить стопы (подошвы), колени прямые;

д) круговые движения стопами внутрь, к наружи;

е) захватывание и приподнимание пальцами стопы карандаша;

ж) захватывание и приподнимание стопами малого мяча, колени прямые;

з) подбросить и поймать мяч стопами;

и) катание мяча стопой от носка к пятке, обхватывая стопой мяч.

II. Основная часть

1. И.п.- сидя на бортике бассейна, движения ногами кролем.

Развитие мышц стопы, голени и бедер.

2. И.п. – стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край приступка. Подняться на носки и опуститься.

3. И.п. – стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять «Велосипед»

Упражнение для брюшного пресса, мышц стопы.

4. И.п. – стоя лицом к бортику, приседания на носках. (Можно держаться за бортик).

5. Выполнять любые ОРУ у бортика (движения руками, ногами повороты и наклоны; игры).

Общее укрепление мышц.

6. И.п. – стоя к бортику лицом, выполнять приседания на носках и выдохи в воду.

7. И.п. – стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять активные движения пальцами стопы, различные движения стопой (сгибание и разгибание, разворот носка, вращение).

Развивает гибкость голеностопа.

8. И.п. – стоя спиной к бортику на глубине – вода до плеч, держась за него разведенными в стороны руками, сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук, расправить плечи, прогнуться, вернуться в и.п.

По 3-4 раза каждой ногой

Способствует развитию гибкости плечевого сустава, укреплению мышц спины.

9. И.п. – стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять захват пальцами ноги мелких игрушек со дна, перекатывать по дну мячик или палку.

Тренировка мышц стопы и голени.

10. И.п. – стоя на глубине – вода до груди, выполнять упражнение «гусеничка». Передвигаться вперед, сгибая пальцы стопы и тем самым подтягивая ногу вперед. То же, но другой ногой.

11. Выполнять упражнения с опорой стопы на ступеньку: подъем и спуск, выпады с покачиванием.

12. Плавание в ластах (ноги работают кролем).

развивает мышцы конечностей, улучшает кровообращение и легочную вентиляцию, развивает выносливость.

13. И.п. – стоя спиной к бортику, держаться за него руками. На стопы надеть резиновые круги (поплавки, гантели). Выполнять «Велосипед».

14. Игра «Летающие дельфины» или выпрыгивание из воды.

Развивает координацию движений, мышцы ног.

15. Упражнения в ходьбе: на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, с параллельной постановкой стоп.

Способствует развитию мышц туловища и конечностей, созданию физиологического грудного кифоза при плоской спине.

III. Заключительная часть

1. Сидя у бортика, выполнять полные выдохи в воду.

2. Упражнение «Медуза» на груди.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом обединении учителей физической культуры.

Содержание Введение………………………………………………………………………. ……. ….3Виды плоскостопия………………………………………………………………. 4 1.1.Варусное (О- образная) деформация ног……………………………….

Основной целью является желание показать, что, используя в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушен.

Сколиоз – прогрессивное заболевание, которое характеризуется дугообразным искривлением позвоночника во фронтальной плоскости.

План-конспект занятия Лечебное плавание девушки и юноши 5 классУчитель физической культуры МАОУ «СОШ №69» «Центр развития образования»Иванцов Дмитрий Александрович. Тема: Элементы плавания .

Плавательные упражнения для лечения плоскостопия

Светлана Маркович
Плавательные упражнения для лечения плоскостопия

Плавательные упражнения для лечения плоскостопия

Основной задачей реабилитации является коррекция положения стопы и закрепления его путем укрепления мышц стопы и голени. Поэтому в плавании применяются специальные упражнения на укрепление этих и подошвенных мышц. Важно соблюдать следующие методические рекомендации:

• исключаются ходьба с развернутыми стопами, на внутреннем крае стопы;

• специальные упражнения следует чередовать с общеразвивающими упражнениями для всех мышечных групп (так как плоскостопие часто развивается у детей физически ослабленных);

• специальные упражнения следует чередовать с упражнениями на воспитание правильной осанки (плоскостопие часто сопутствует нарушениям осанки);

• специальные упражнения должны чередоваться с упражнениями на расслабление.

Примерный комплекс упражнений при плоскосто пии

1. Изучение работы ногами при способе плавания кролем.

2. И. п. – стоя лицом к бортику, держась за него руками, носки поставить на край ступеньки (приступка). Подняться на носки и опуститься.

3. И. п – стоя спиной к бортику, взявшись за него руками, выполнять велосипед.

4. И. п. – стоя лицом к бортику, приседания на носках, можно держаться за бортик.

5. И. п. – стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять движения стопой и пальцами стопы (сгибание, разгибание, разворот носка, вращения).

6. И. п – стоя спиной к бортику, держась за него разведенными в стороны руками, сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук, расправить плечи, прогнуться, вернуться в и. п. То же другой ногой.

7. И. п. – стоя у бортика, держась за него рукой, выполнять захват пальцами ног мелких игрушек со дна, перекатывать мяч или палку по дну.

8. И. п. – стоя на глубине, выполнять упражнение «гусеница»: сгибая пальцы стопы, тем самым подтягивая ногу вперед передвигаться. Проходить дистанцию 2-3 метра.

9. На ступеньке выполнять подъем, спуск, выпады с покачиванием.

10. Плавание в ластах.

11. И. п – стоя спиной к бортику, держась за него руками, выполнять «велосипед» с надетыми на ноги резиновыми кругами.

12. Выпрыгивания из воды.

13. Ходьба на носках, на пятках, на наружных сводах стоп, с параллельной постановкой стоп. 2-3 мин.

После выполнения детьми плавательных упражнений необходимо оставить время на «свободное плавание» и игры на воде, чтобы повысить эмоциональный настрой детей.

«Для ножек маленьких непосед. Профилактика плоскостопия». Консультация для родителей Проблемы с ногами сами по себе не слишком редки, а корни их часто уходят в детство. При плоскостопии нарушается функция как самой стопы,.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.

Консультация для родителей и воспитателей «Игровые упражнения для профилактики плоскостопия» Гимнастика для стоп – профилактика плоскостопия Стопы, благодаря своему универсальному строение и возложенным на них функциям, оказывают.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Коррекционная дорожка для профилактики плоскостопия «Лесная тропинка» оррекционная дорожка для профилактики плоскостопия «Лесная тропинка» Цель: Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей.

Мастер-класс для педагогов «Профилактика плоскостопия» МАУДО «Детский сад №9» Мастер – класс «Профилактика плоскостопия Золушка» Воспитатель: Кадочникова Н. А. г. Ялуторовск.

Мастер-класс. Массажный коврик для ног для профилактики плоскостопия у детей. Уважаемые коллеги! Для профилактики плоскостопия у детей в детский сад я сделала массажный коврик для ног. Для изготовления коврика можно.

Нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия Проведённый медосмотр в нашей группе выявил несколько детей, имеющих плоскостопие. Причины этого различны: это и наследственный фактор,.

Пособие для профилактики плоскостопия Стопа человека осуществляет опорную, рессорную и локомоторную функции. Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной.

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушение осанки у детей дошкольного возраста Профилактика изменения формы сводов подразумевает выполнение не только комплекса лечебных мероприятий, массажа, а также соблюдение.

Плавание при нарушении осанки и плоскостопии у дошкольников

Плавание при нарушении осанки и плоскостопии у дошкольников.

Подготовила инструктор по физической культуре Пермский край город Чайковский МАДОУ д/с №31 корпус 2 « Гусельки.»

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны. Кроме того, выделяют также и состояние стоп как фактор, влияющий на осанку. Установленно, что различные нарушения осанки часто сопровождаются плоскостопием.

Плоскостопие. Стопа – орган опоры и передвижения. Обнаружение плоскостопия требует особого и своевременного внимания, даже в самых начальных формах. Проявление плоскостопия может сопровождаться жалобами ребенка на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость во время длительных прогулок. Уплощение стоп может приводить к нарушению осанки и искривлению позвоночника.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки и плоскостопия очень актуальны не только в нашем детском саду и в современном мире. В сложившейся ситуации посильную помощь детям с нарушением осанки могут оказать не только врачи, но и инструктора по физической культуре дошкольных учреждений, поскольку уже в 6–7 лет изгибы позвоночника четко выражены. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия.

В работе представлены примерные упражнения для занятий в бассейне на суше, а также задачи, средства и методы коррекции осанки и плоскостопия с помощью плавания в дошкольном учреждении.

Упражнения для профилактики плоскостопия:

Сгибание пальцев – сидим на полу, ноги вытянуты параллельно, сгибаем пальцы на себя и от себя. Сгибание стопы – аккуратно тянем носочек от себя и на себя. Выполняем три подхода 8 раз. Делаем круговые вращения стопой. ИП – сидим на стуле, сгибаем и разгибаем пальцы ног. ИП – то же, скручиваем пальцы ног. Четыре подхода по 8 раз. Приподнимаем стопы на носочки и опускаем их на пол. Ставим ноги «косолапо», из этого положения поднимаемся на носочки и опускаем стопы на пол. Кулаки зажимаем между коленями, ноги «косолапо». Скручиваем пальцы ног и возвращаем в ИП. Стопы вместе, расстояние между коленями 1 кулачек. Поднимаем ноги на пятки, накрывая мысок стопы одной ноги, мыском другой. Чередуем ноги. Ноги вытянули, делаем круговые движения стопами. ИП – то же самое. Внутренней поверхностью стопы достаем до максимально допустимой точки внутренней поверхности бедра. Меняем ноги поочередно. Берем в руки две пол литровые бутылки воды, кладем их на колени для отягощения. Поднимаемся на носочки ног. Делаем те же самое упражнение для лечения плоскостопия, только поднимаемся на носочки поочередно. ИП – стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Делаем «царапки»: скручивая пальцы ног, перемещаемся вперед. Бутылки с водой в руках, становимся на носочки и опускаемся на полную стопу. Делаем переходы с пяток на носочки.

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки и плоскостопия.

Огромное значение для разгрузки позвоночного столба имеет гидроневесомость. Вода, благодаря своей плотности (большей чем у воздуха), снимает нагрузку с позвоночника, способствует его самовытяжению, а симметричная тренировка мышц спины формирует мышечный « корсет», совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Правильное «техничное» плавание уже само по себе является профилактикой различного рода нарушений осанки и плоскостопий. Занятия в воде позволяют решить сразу две задачи : коррекцию при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание( особенно необходимое для ослабленных детей).

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию в ДОУ:

Плавание рекомендуется всем детям с нарушением осанки, независимо от степени и вида искривления.

Плавание противопоказано детям, имеющим отвод врача-педиатра, дерматолога, лор-врача, психоневролога (эпилепсия, пиелонефрит, грибковые и инфекционные заболевания, коньюктивит и т. д.)

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки и плоскостопия:

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

    разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
    воспитание правильной осанки; улучшение координации движений; увеличение силы и тонуса мышц; коррекция плоскостопия; постановка правильного дыхания; улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание; приобретение навыков плавания – освоение плавания; развитие волевых качеств;

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию в ДОУ:

    дыхательные упражнения; упражнения подготовительные; упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения; упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса; упражнения для коррекции плоскостопия; упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
    свободное плавание и игры.

При подборе индивидуальных специальных упражнений следует учитывать степень нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуется плавание на спине, а при кифозе необходимо, наоборот, плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание в ластах).

При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение – лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй без выноса рук из воды.

Коррекция в грудном отделе достигается вытягиванием руки вверх на стороне вогнутости и в сторону – на стороне выпуклости, в поясничном отделе – отведением ноги в сторону на стороне выпуклости.

Следовательно, методика коррекции осанки с помощью плавания и выбор индивидуальных упражнений зависят от вида нарушения осанки у дошкольников (сутуловатость, круглая спина – кифоз, кругло-вогнутая, плоская, плоско-вогнутая, асимметричная). У дошкольников чаще всего встречается 1–2 степень нарушения осанки.

В таблице приведены упражнения, направленные на коррекцию осанки с помощью плавания:

Самовытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника.

Скольжение на груди, скольжение на спине.

Для выполнения правильного скольжения необходимо сильно оттолкнуться от бортика бассейна, выпрямляя ноги и оттянув носки, вытянуть руки и скользить до полной остановки.

Развитие дыхательной мускулатуры и укрепление мышц спины, плечевого пояса, грудных мышц.

Скольжение на груди, плавание брассом в сочетании с дыханием.

Вдох в начале гребка. Заканчивая гребок, выдох в воду. Вдох быстрый, выдох медленный, глаза открыты.

Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра.

Плавание брассом на спине.

Медленное подтягивание и разведение ног. Быстрое разгибание и сведение ног, отталкивая воду внутренними поверхностями голени и стоп. Руки держать в положении коррекции (вытянутыми вперед).

Коррекция искривления позвоночника.

Скольжение на груди, плавание брассом с асимметричным положением рук.

Руку противоположную искривлению поднимают вверх.

Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей.

Скольжение на спине, ноги брасс – руки вдоль туловища.

Вдох после толчка ногами.

Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения.

Скольжение на спине, ноги брасс.

По показаниям. Руки в коррекции, таз не опускать.

Овладение навыками движений рук и ног при плавании брассом, коррекция позвоночника.

Скольжение на груди – выполнить гребок руками брассом, затем толчок ногами брассом – скольжение. Повторить движения.

Выполнять с задержкой на вдохе, в пояснице не прогибаться.

Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки.

Скольжение на спине, руки вдоль туловища. Гребок брассом руками – скольжение, толчок – брасс ногами – скольжение. Повторить движения (по мере возможности – плавание брассом самое сложное движение для дошкольников).

Вдох начинать в момент выноса рук из воды и заканчивать, когда руки проходят линию плечевых суставов, выдох – в конце гребка..

Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции. Увеличение подвижности грудной клетки.

Плавание брассом в полной координации.

В начале гребка руками – вдох, в середине и в конце гребка – выдох. Сгибание ног начинается с разведением рук в стороны.

Коррекция искривления позвоночника, развитие мышечного корсета, дыхательной мускулатуры.

Скольжение на груди с доской в вытянутых руках, плавание на ногах кролем.

При выполнении движений ноги должны быть выпрямлены и не напряжены, работают в основном бедра, а стопы выполняют захлестывающие движения. Выполнять в быстром темпе с небольшой амплитудой, повернув стопы внутрь. По мере усвоения упражнения амплитуду увеличивать. Дыхание не задерживать. Проплывание начинать с нескольких метров. Метраж увеличивать постепенно.

То же и разгрузка позвоночника, улучшение дыхательной мускулатуры.

То же без доски.

Руки все время вытянуты вперед.

Коррекция искривления позвоночника. Развитие дыхательной мускулатуры, развитие мышц нижних конечностей.

Скольжение на груди. В руке со стороны вогнутости искривления – доска, другая рука прижата к туловищу, ладонь на воде. Ноги работают кролем.

На выдох голову поворачивать в сторону прижатой руки.

Коррекция искривления. Разгибание грудного отдела позвоночника.

Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руках, ноги работают кролем.

Плечевой пояс и таз не опускать.

Разгрузка, коррекция позвоночника. Развитие мышц туловища, увеличение легочной вентиляции, улучшение кровообращения.

Скольжение на спине, руки в коррекции, ноги кроль.

Рука вогнутой стороны грудного искривления вытянута вверх, рука выпуклой стороны прижата, ладонь кверху. Следить за коррекцией.

Естественно, что в дошкольном возрасте данные упражнения могут быть использованы в игровой форме, что позволит лучше усвоить и закрепить полученные навыки.

Если занятия по плаванию в детском саду проводятся систематически не менее двух раз в неделю, то можно ожидать следующие результаты:

приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и ликвидация мышечного дисбаланса; стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки;

    приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнений; выработка правильной осанки; улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы; повышение общего уровня физического развития; улучшение координации движений; закаливание; функциональная подготовка детей к школе

Исходя из вышеизложенного, становится ясно, что роль плавания неоценима в решении проблем коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Детский позвоночник гибок и податлив, еще не произошел процесс окостенения.

Не следует забывать, что занятия плаванием – часть комплексной программы по коррекции нарушений осанки, которая включает в себя и лечебную физкультуру, и массаж.

Зная, что процент дошкольников, страдающих нарушением осанки и плоскостопия на сегодняшний день очень велик, задача дошкольных учреждений и инструкторов по плаванию в том числе – помочь детям скорректировать эти нарушения и подготовить детей к школьной жизни. Я думаю, что решение этой задачи нам вполне под силу.

1 – , Полесся плавание при нарушении осанки. – Киев: Здоровье, 1980.

2 – , Назарова плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: «Просвещение», 1988.

3 – Сидорова здоровья с детства. Плавание при нарушении осанки и плоскостопия.-Издательство « Айрис – пресс», г. Москва 2011.

4-Халемский воспитание детей со сколиозом и нарушени осанки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Лечебное плавание

Плавание – это отличный вариант для активного и здорового образа жизни. Оно дает неоценимую пользу организму, а в комплексной терапии позволяет достичь большого оздоровительного эффекта. При занятиях плаванием будут задействованы практически все мышцы и системы человека. Занятия в бассейне равноценны стандартным силовым тренировкам.

Польза лечебного плавания

Людям с различным уровнем физической подготовки плавание помогает заметно улучшить состояние здоровья. Плотность воды намного выше плотности воздуха, поэтому физические нагрузки в бассейне переносятся намного легче, а укрепление мышц и сжигание жира происходит интенсивней.

При занятиях плаванием происходит хорошая тренировка следующих групп мышц:

После тренировок в бассейне стабилизируется работа кровеносной системы. Давление приходит в норму, сердечно-сосудистые заболевания практически исчезают. Сосуды обретают эластичность, сердечный ритм стабилизируется. При регулярных занятиях в бассейне улучшается работа дыхательной системы, задействуется большая площадь легких. Это обеспечивает более интенсивное кислородное насыщение крови, что улучшает кровоток организма. Кроме этого, плавание отлично закаливает организм, улучшая иммунитет и общее состояние человека.

Чтобы получить положительный оздоровительный эффект от занятий в бассейне необходимо заниматься не реже двух раз за неделю. Длительность тренировки должна составлять 40-50 минут. Занятия лучше начинать в бассейне с более теплой водой, постепенно привыкая к холодной (25 0 С). Перед началом тренировки в воде, следует провести небольшую разминку на суше. Мышцы должны быть разогретыми, но не уставшими.Это обеспечит повышенный тонус организма и большую выносливость.

Лечебное плавание

Показания к занятиям лечебным плаванием

При наличии определенных заболеваний, врачи рекомендуют регулярное занятие в бассейне:

  • Патологии позвоночника (остеохондроз, межпозвоночная грыжа и другие заболевания);
  • Проблемы с суставами;
  • Наличие лишнего веса;
  • Хронические заболевания дыхательной системы (бронхит);
  • Варикозное расширение вен;
  • Вегетососудистая дистония и другие проблемы с сосудами;
  • Атеросклероз;
  • Заболевания легких (астма);
  • При нарушениях осанки.

Лечебное плавание – это отличная тренировка суставов, мышц и сердца, которая сочетается с расслаблением организма. Людям, имеющим серьезные проблемы с позвоночником, особенно при наличии грыжи межпозвоночных дисков, физические нагрузки противопоказаны. Но занятия в бассейне поддержит любой врач. При плавании происходит интенсивная работа мышц спины, при этом нагрузка на позвоночник полностью отсутствует.

Лечебное плавание практически не имеет противопоказаний. Оно обеспечивает гармоничную физическую нагрузку в комплексной профилактике патологий опорно-двигательного аппарата. Плавание отлично подходит для людей, которым запрещается сильная физическая нагрузка: при ожирении, при беременности и при различных хронических заболеваниях.

Особенности лечебного плавания

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата, лечебное плавание используется как вариант процедур в комплексной терапии. Но терапевтический эффект будет достигнут только в том случае, если пациент способен выполнить ряд строго координированных движений в бассейне. В другом случае, это будет не лечебная физкультура, а обычное нахождение в воде, без влияния на позвоночник и мышцы.

Методика и выбор физических упражнений лечебного плавания при различных заболеваниях, уровень нагрузки и интенсивность занятий, определяются в каждом случае индивидуально. Учитывается возраст пациента, история болезни, общее физическое и эмоциональное состояние, а также уровень подготовки.

Лечебное плавание должно выполняться в строгом соответствии определенным правилам:

  • Последовательность выполнения упражнений. Для начала изучаются простые движения в воде, после чего постепенно происходит переход к сложным упражнениям и увеличению нагрузки.
  • Систематичность занятий. Для достижения лечебного эффекта необходимы систематические регулярные тренировки 3 раза в неделю. За это время происходит формирование двигательного навыка, развитие физической выносливости и укрепление мышц.
  • Выполнение доступных упражнений. Каждое движение в воде должно быть выполнено. Поэтому необходимо учитывать уровень подготовки пациента для полноценного совершения действий. Человек должен ощущать удовлетворенность от проделанной работы.
  • Наглядный пример. Тренер должен наглядно продемонстрировать правильность выполнения упражнений и технику.
  • Индивидуальный подход к каждому пациенту, учитывающий его особенности.

Плавание широко применяется при нарушениях осанки, особенно при сколиозе. В этом случае происходит формирование правильного положения позвоночника, а в некоторых случаях – коррекции деформаций грудной клетки. Дыхание становится глубоким и ровным, мышечная сила увеличивается, общий тонус организма повышается. Лечебное плавание при проблемах с осанкой имеет два главных эффекта: коррекция положения позвоночника и закаливание. Вода в бассейне при этом должна быть не ниже 28 0 С. Оптимальными способами плавания при заболеваниях такого типа является брасс на груди. Именно при таком способе тело в воде принимает устойчивое и правильное положение. Совершается минимальное количество дополнительных движений. Не рекомендуется использование стилей кроль и баттерфляй в полном объеме, т.к. в этом случае происходят движения в поясничной области. Но элементы этих способов могут присутствовать в тренировке. Плавательные упражнения должны подбираться с учетом степени сколиоза и общего состояния здоровья пациента.

При плоскостопии рекомендуется применять движения ногами по способу плавания кроль, т.е. в вертикальной плоскости по типу ножниц. Таким образом, воздействие на мышцы стоп будет значительно выше. При нарушениях строения грудной клетки, в занятии могут присутствовать элементы стиля баттерфляй, но без выноса рук над поверхностью воды, т.е. в половину гребка классического стиля. Ноги при этом должны совершать движения в стиле брасса, чтобы исключить активное движение поясничного отдела позвоночника.

Лечебное плавание подразумевает различные комплексы плавательных и физических упражнений. Могут применяться разные способы плавания, либо использоваться лишь их отдельные элементы. Нередко для тренировок применяют ласты, обеспечивающие ассиметричное поведение в воде, определенные лопатки на кистях и другие приспособления, помогающие в лечении пациента. При занятиях лечебным плаванием особое внимание должно уделяться правильной позе в воде. Пациент должен сохранять корректирующее положение при выполнении любых упражнений.

Большое значение имеют также дыхательные тренировки в бассейне, которые позволяют решить многие проблемы, особенно при патологиях грудной клетки. При упражнении на дыхание формируется дыхательная мускулатура организма, улучшается работа легких, стабилизируется работа кровеносной системы организма. Полезны при тренировках ныряния с длительным нахождением под водой, а также заплывы на короткие отрезки с максимальной скоростью.

Грамотное выполнение упражнений и положительный эмоциональный настрой – залог успеха при занятиях лечебным плаванием.

ЛФК (лечебная физкультура) в Баку. Лечебное плавание в Баку. Профессиональный инструктор. Индивидуальные и групповые занятия. Тел.: (055)827-36-46; (050)451-74-17;

Читать еще:  Овсяноблин с бананом за 5 минут
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector